Юзабилити
По мере эволюции сайтов все острее ощущается необходимость в создании интернет-ресурсов, способных стать действительно эффективным инструментом обслуживания пользователей. В этой связи заметно возрастает актуальность проблемы юзабилити1, которую уже затрагивали отечественные исследователи2. В данной статье попытаемся сформулировать оптимальные требования к оформлению ресурса, опираясь на существующие методики, а также результаты анализа отечественных и зарубежных сайтов.
Применительно к web-ресурсам юзабилити можно понимать как совокупную характеристику дизайна, навигации и программно-технических особенностей сайта. Практика показывает, что плохо сконструированный сайт чреват неудобством для пользователей, которое в дальнейшем приводит к росту недовольства сайтом, сокращению времени пребывания на нем, а возможно и к уходу с него. Это означает, что интерфейс влияет на успех ресурса наравне с его содержанием. Специфика отображения информации в Интернете требует создания интуитивно понятного посетителям интерфейса. Дизайн отвечает за имидж сайта, определяет атмосферу работы пользователя, а также ассоциативное восприятие того или иного архивного учреждения. Недостаточно продуманный, не соответствующий современным тенденциям дизайн отрицательно сказывается на авторитете организации, которую он представляет. Навигация, т.е. система переходов между страницами ресурса, отражает структуру подачи информации пользователю, отвечает за эффективность использования содержания сайта. Наконец, технические особенности определяют функциональность сайта. Применение новейших web-технологий позволяет совершенствовать онлайновый НСА, организовывать средства обратной связи, виртуальные галереи и др.
Вышеперечисленные элементы являются формой, в которую облачено содержание сайта. Попытаемся сформулировать требования к ней.
Начнем с дизайна, опирающегося на уже выработанные отечественными специалистами базовые правила3. Они следующие: целостность интерфейса (он должен быть одинаковым для всех разделов на сайте); разбиение текста на абзацы и, при необходимости, на страницы для лучшего его восприятия пользователем4; оптимизация графики (т.е. минимизация ее объема при сохранении более или менее нормального качества); свободно масштабируемая (динамическая) компоновка страниц, обеспечивающая корректное отображение сайта при разных разрешениях экрана.
Тем не менее опыт показывает, что существует еще целый ряд дополнительных параметров, которые не следует упускать из виду при разработке архивного электронного ресурса. Национальные архивные порталы, равно как и сайты отдельных государственных архивов, должны передавать их специфику. Этому помогает, например, использование в оформлении тех или иных национальных мотивов и символов, образов определенной эпохи (эпох), документов и др. Почувствовав особую атмосферу ресурса, посетитель сможет более глубоко ощутить сопричастность стране, проникнуться уважением к ее документальному наследию. Так, разработчики сайта Британских национальных архивов (TNA) решили обозначить временную связь, реализуемую в архивных учреждениях, посредством фотографий: на ретроснимках запечатлены жители Британской империи, на современных — события из жизни TNA. Для того чтобы сайт запомнился, могут оказаться полезными и другие оригинальные дизайнерские идеи, но главное — ему следует оставаться стилистически выдержанным. Пользователи приходят сюда, прежде всего, за информацией, поэтому умеренность в оформлении сделает их работу более комфортной и спокойной. Дизайн, наконец, должен быть современным, однако часто менять его нецелесообразно, лучше это делать примерно раз в 4-5 лет. В случае, если оформление действительно удачно и не вызывает критических откликов, его можно сохранять и дольше.
Таким образом, базовыми требованиями к дизайну архивных интернет-ресурсов являются целостность интерфейса, удобочитаемость текста, эргономичность графики, корректная компоновка страниц при разном разрешении экрана у пользователя, отражение архивной и/или национальной специфики, стилистическая выдержанность, соответствие современным тенденциям web-дизайна.
Самостоятельные проекты, возникающие в рамках архивных сайтов (чаще всего на субдоменах), могут иметь индивидуальный дизайн. Например, оформление проекта «Победа. 1941-1945 гг.», открытого в 2004 г. на портале «Архивы России» 5, стилистически соответствует периоду Великой Отечественной войны и имеет мало общего с дизайном самого портала. Связующим звеном в данном случае выступает ссылка на главную страницу последнего. Сходная ситуация характерна и для недавно появившегося на портале форума6. Собственным дизайном располагают также многочисленные виртуальные выставки и учебные проекты, размещенные на страницах западных ресурсов, например на сайтах Архивной службы США (NARA) и TNA.
Что касается навигации, то она непосредственно не влияет на имидж сайта, зато способствует раскрытию его информационного потенциала. При плохой навигации пользователь может просто не обнаружить интересующую рубрику или же забыть местоположение ранее найденной. Для навигации также есть свои методические рекомендации: размещение вверху страницы всех необходимых навигационных кнопок, внизу ее и в конце подразделов — кнопки «Вверх», позволяющей сразу попасть в начало текста, а на каждой странице — ссылки на главную; создание и регулярное обновление карты сайта для лучшего ориентирования пользователя в размещенных на нем материалах; организация поисковой системы сайта.
Указанные требования и результаты анализа архивных сайтов позволяют определить состав навигационных элементов ресурса, как базовых, так и опциональных. К ним относятся: основное меню (реализуется либо традиционным способом, либо с помощью прикладного языка web-программирования Java-Script, что в последнее время стало распространенным явлением7), различные вспомогательные меню и меню, дублирующие основное (часто располагаются внизу страницы), меню быстрой навигации, а также навигационные кнопки (например, кнопка «Вверх»), карта сайта, тематические и алфавитные индексы (указатели), поисковая система.
Полный их набор встречается весьма редко, однако некоторые ресурсы располагают большинством параметров. Это, например, портал «Архивы России», создатели которого разработали достаточно удобный с точки зрения навигации интерфейс. Здесь есть текстовое меню вверху страницы, которое можно охарактеризовать как справочно-информационное. В правом верхнем углу расположен логотип — ссылка на главную страницу, под ним — графические ссылки на новостную подписку, страницу с основными архивоведческими терминами, используемыми на сайте, и адресом электронной почты портала. Основное текстовое навигационное меню размещено внизу. Его аналогом служит динамически раскрывающееся при наведении курсора меню в левом верхнем углу. Последнее поддерживает прокрутку; его можно использовать, находясь в любой части страницы. Меню раздела расположено под элементами верхней навигации. Ниже опционально находится меню подразделов. К услугам взыскательного пользователя, недовольного такой системой, — построенная на Java-Script карта сайта, а также служба поиска по нему.
Следует напомнить, что в прошлом для решения проблемы навигации часто применялись фреймы. На тех сайтах, где они имеются, меню можно зафиксировать таким образом, чтобы оно постоянно оставалось в поле зрения пользователя, тогда как текстовая часть будет прокручиваться. Однако видимая простота подобного решения оплачивается массой сложностей и неудобств. Во-первых, страница, построенная на фреймах, не всегда корректно отображается в разных версиях браузеров при различных экранных разрешениях; во-вторых, фреймы иногда затрудняют использование кнопок «Вперед» и «Назад», встроенных в браузер; в-третьих, могут возникнуть проблемы с правильной индексацией страницы в поисковых системах; в-четвертых, что весьма существенно, на внутренний фрейм непросто дать библиографическую ссылку8. По указанным причинам фреймы представляются сильно устаревшим и нежелательным решением организации сайта.
В целом можно сделать вывод о том, что количество навигационных элементов и их функциональность должны зависеть от объема контента, представленного на сайте. В случае, если последний состоит из нескольких десятков страниц, создавать на нем полноценную поисковую систему не стоит и можно обойтись картой сайта. Напротив, если их больше тысячи, поисковая система станет обязательным элементом.
Эффективность навигации определяют не только навигационные элементы, но и другие факторы. Например, желательно, чтобы меню сайта было компактным и не выходило за пределы одного экрана. Необходимость дополнительной прокрутки частично снижает внимание пользователя, тогда как элементы навигации, доступные без прокрутки, являются для него более наглядными и очевидными. Другое требование — соответствие внешнего вида элементов навигации общепринятым сетевым стандартам. Пользователь сможет работать спокойно, сосредоточившись на интересующей его информации лишь тогда, когда элементы интерфейса ведут себя сходно на разных ресурсах. Он должен быть уверен в своей способности работать с данным интерфейсом, основываясь на предыдущем опыте. Что касается оформления текстовых ссылок на странице, то многие авторитетные специалисты по web-юзабилити крайне отрицательно относятся к практике существенного отступления от их традиционного вида. В действительности люди часто смотрят на изменяющиеся цвета ссылок, чтобы понять, какие страницы сайта они уже успели посетить. Поэтому радикальные дизайнерские новации в данной области доставляют неудобство, привносят в работу пользователя путаницу. В определенном смысле это касается и подчеркивания, которое является признаком ссылки по умолчанию. Оно может присутствовать либо изначально, либо при наведении курсора на ссылку. Полное же отсутствие подчеркивания делает ссылку менее очевидной и неожиданной.
Заботясь об улучшении юзабилити архивного сайта, чрезвычайно важно подумать о том, насколько точно и корректно пункты меню отражают содержание разделов ресурса. К примеру, вполне лаконичное название раздела: «НСА» или «Архивный НСА» будет некорректным, так как далеко не все пользователи знакомы с данной аббревиатурой. В этом случае правильнее либо расшифровать сокращение, либо назвать раздел «Архивные справочники». Тщательная группировка материала, ориентированная на построение «прозрачной» логической структуры сайта, особенно актуальна для крупных архивных порталов. Здесь необходима четкая иерархия подачи информации пользователю. Наиболее востребованные материалы по возможности должны обособляться в самостоятельные разделы, менее — оставаться на уровне подразделов. Не следует создавать слишком много уровней логической структуры сайта: их не должно быть свыше трех-пяти. В противном случае пользователю придется проделать довольно долгий путь к искомой информации, что особенно неудобно при низкоскоростном соединении, а также при недостатке времени на поиск нужных сведений.
Анализ существующей практики позволяет выделить еще несколько составляющих юзабилити, которые стоит учитывать при проектировании архивных сайтов. Так, с большой осторожностью надо применять такую функцию, как открытие ссылок в новом окне. Обычно пользователи способны сделать это самостоятельно, но если количество окон в процессе работы увеличивается автоматически, у посетителя может возникнуть раздражение. Дополнительным минусом является отсутствие возможности перехода «Назад» в новом окне. Можно выделить лишь два типа ссылок, для которых открытие информации в новом окне будет уместным. Первый — документы с расширениями doc, rtf, pdf и им подобные. Они обычно открываются в специальном интерфейсе, содержащем функциональные особенности той программы, в которой были созданы. После просмотра документа пользователь интуитивно может нажать на пиктограмму «Закрыть» в правом верхнем углу окна, вместо того, чтобы воспользоваться кнопкой «Назад» и вернуться к просмотру страниц. Этого не произойдет, если страница сайта со ссылкой на документ и сам документ окажутся в разных окнах. Второй тип — ссылки на внешние ресурсы. На первых же секундах просмотра они могут показаться пользователю нерелевантными его запросам, и он захочет закрыть окно браузера. Лучше, если это будет новое окно и сохранится возможность работы с предыдущей страницей. При этом было бы правильным предупредить посетителей сайта, что ссылки на внешние ресурсы открываются таким образом, а не иначе. Для наглядности напротив ссылки на внешний ресурс можно поместить маленький графический значок.
Вопрос о целесообразности использования на сайте всплывающих окон, по мнению специалистов, имеет критическую степень значимости9. Практика показывает, что всплывающие окна крайне негативно воспринимаются пользователями Интернета. В лучшем случае они их игнорируют, а в худшем — покидают сайт. Поэтому стоит отказаться от подобной формы подачи информации, особенно тогда, когда последняя может быть важной.
В оформлении архивного сайта следует избегать элементов, напоминающих пользователям рекламу. Зоны экрана, где размещаются баннеры, почти не привлекают внимания. В то же время (например, для анонса виртуальных выставок на сайте) яркие картинки, имеющие определенное сходство с рекламными баннерами, могут быть полезны. Важно правильно их разместить, не делать слишком крупными и навязчивыми. Другая проблема — наличие на сайте сторонних информеров (т.е. периодически изменяющихся картинок, сообщающих о погоде, курсе валют, новостях и т.п.). По-видимому, для ресурсов государственных архивов это уместно далеко не всегда, так как только отвлекает пользователя от основного контента, ради которого он сюда пришел. К тому же архивный сайт не способен нести ответственность за сведения, распространяемые сторонними новостными службами.
В заключение добавим, что с технологической точки зрения соблюсти правила юзабилити будет невозможно, не решив проблему кроссплатформенности. Надо стремиться к тому, чтобы сайт максимально корректно отображался в браузерах различных производителей и версий. Иначе даже оптимально спроектированный интерфейс может оказаться сильно искаженным при отображении в браузере, отличном от того, на который ориентировались создатели сайта.
1 Кратко «юзабилити» можно определить как качество работы пользователя в некоторой интерактивной среде. Более пространное определение предлагает специализированный сайт (http://usability.ru/glossary.htm): совокупность свойств инструмента, влияющих на эффективность его использования в конкретной предметной деятельности и выражающихся в применимости данного инструмента, легкости его освоения и использования, воспроизводимости полученных навыков, в низкой частоте ошибок, субъективном удовольствии и прочих факторах.
2 Боброва Е.В. Архивные сайты Рунета: технологии: http://www.rusarchives.ru/evants/conferences/archival_sites_txt/bobrova.shtml Этот доклад сделан в 2007 г. на межрегиональном научно-практическом семинаре-совещании «Российские архивные сайты: опыт, проблемы, перспективы развития», охватывает ряд аспектов сайтостроения и поддержки уже существующих ресурсов, включая вопросы их юзабилити и продвижения.
3 Рекомендации по созданию архивного сайта в Интернете: http://www.rusarchives.ru/methodics/sait.shtml
4 Текст на странице не должен быть слишком длинным, в противном случае его сложно читать и осуществлять поиск необходимой информации (исключение допускается для официальных документов, которые логичнее размещать на одной странице целиком). Следует также избегать чрезмерно фрагментированных текстов.